Торговые центры мельчают

За счет смены модели потребления происходит постепенное изменение московского рынка торговой недвижимости. Город насыщается качественным предложением, покупатели не желают выезжать за пределы района для закупки товаров повседневного спроса. В условиях кризиса прибыль значительно снижается, девелоперам нужно искать новые решения, поэтому многих начинает интересовать создание торговых центров районного формата, площадь которых в 3-5 раз меньше наиболее популярных столичных объектов. Стоит отметить, что такой вариант отличается выгодностью в глазах инвесторов, так как небольшие торговые объекты обеспечивают более устойчивую прибыль во время кризиса и окупаются на протяжении 7-8 лет.

За последние десять лет в столице было построено 1,3 млн м2 качественных торговых объектов и сейчас объем предложения составляет 5,15 млн м2. Строительство такой недвижимости сократилось только в прошлом году с выходом всего трех торговых центров, общая площадь которых составила 150 тыс. м2. Несмотря на это, в период 2008-2017 гг. показатель насыщенности торговыми объектами на 1000 жителей увеличился в 2,5 раза, достигнув уровня развитого рынка. Сейчас он составляет 500 м2 на 1000 человек.

Марина Малахатько, которая является директором отдела торговых помещений CBRE, отмечает, что в условиях роста объема предложения торговой недвижимости, при наличии целевой аудитории, обеспечивающей ограниченный спрос на товары и услуги, при появлении новых жилых районов девелоперы должны крайне осторожно подбирать расположение, площадь и концепцию будущего торгового объекта. В частности, застройщикам требуется локация в районах с оптимальной численностью платежеспособных жителей на расстоянии не более 15 мин транспортом. Такой подход позволяет обеспечить необходимый трафик потенциальных клиентов и покупателей.

Согласно с данными компании Cushman & Wakefield, площадь до 20 тыс. м2 имеют около 40 % действующих торговых центров и 69 % возводимых торговых объектов. В среднем площадь торгового центра в столице в период 2017-2018 гг. сократилась в 2,5 раз, составляя сейчас 19 тыс. м2. По словам Марины Малахатько, в период 2008-2018 годов размеры торговой недвижимости уменьшились на 40 %.

Кризис принудил девелоперов дополнить стратегию развития торговых объектов новыми идеями. Марина Малахатько подчеркивает, что многих стали привлекать многофункциональные объекты, расположенные на крупных транспортных узлах. Она считает, что наибольшую прибыль в таких условиях принесет строительство торговой недвижимости площадью не более 15-25 тыс. м2. Торговые комплексы более 100 тыс. м2 остаются потенциально выгодными на востоке и северо-востоке столицы, так как там отсутствуют крупные объекты торговой недвижимости.

Специалист Cushman & Wakefield отмечает, что есть спрос на строительство небольших торговых площадок в пределах районов Москвы. Ведь большинству жителей неудобно ездить в крупные торговые комплексы после работы или учебы, а объекты стрит-ритейла не успевают удовлетворять все потребительские нужды.

ADG group – один из немногих девелоперов, который серьезно настроен на развитие мелких торговых центров. Гендиректор предприятия «Региондевелопмент» считает, что другие участники рынка при строительстве районных торгобъектов используют устаревшую и неэффективную модель пассивного трафика. Они не могут разработать сильную маркетинговую систему и грамотно подобрать арендаторов, что в итоге приводит к снижению прибыльности проекта. При этом эксперты утверждают, что в развитии районного торгцентра подбор арендаторов – ключевая проблема, нуждающаяся в грамотном и комплексном подходе.

Инвестиционный директор «Тринфико» Артем Цогоев указывает на то, что в целом торговые объекты районного формата отличаются высокой ликвидностью, ведь при грамотной организации именно они становятся центром спроса со стороны местных жителей. Также они более привлекательны и доступны для большинства инвесторов.

Другие новости

Мнения и прогнозы профессиональных участников

27.04.2022

Компания «Crocus Group» объявила о запуске специальной программы поддержки российских брендов на территории ТРК «VEGAS Крокус Сити»

25.04.2022

Инвестиционная стоимость проекта реорганизации бывшей промзоны, расположенной на площади 42 га, составила 210 млрд. руб.

25.11.2021